Фургоны. Рефрижераторы. Автопоезда для длинномерных и тяжеловесных грузов.

Автомобили-самопогрузчики
Автомобили и автопоезда-фургоны предназначены для перевозки грузов, требующих защиты от внешних воздействий. По назначению фургоны делятся на универсальные (общего назначения), узкоспециализированные, изотермические и рефрижераторы. Универсальные
и узкоспециализированные имеют наибольшее распространение Универсальные фургоны служат для перевозки промышленных и продовольственных товаров в упаковке и без упаковки, узкоспециализированные — хлеба, мебели, почты, скота и т.п, а изотермические и рефрижераторы скоропортящихся грузов. Универсальные и узкоспециализированные фургоны обеспечивают защиту груза только от атмосферного воздействия. Изотермические фургоны обеспечивают сохранение определенного температурного режима внутри грузового помещения за счет применения термоизоляции кузова, а рефрижераторы, в которых поддерживается определенная температура вну три термоизолированного кузова с помощью различных источником временного и постоянного охлаждения, причем источники временного охлаждения поддерживают заданную температуру ограниченный период времени, а источники постоянного охлаждения, представляющие собой холодильные установки, — в течение длительного времени.
Фургоны устанавливают на шасси автомобилей, прицепов и полуприцепов. Они могут быть вагонного типа или с отдельной кабиной, многодверные и с дверями, расположенными на заднем, правом или одновременно на заднем и правом бортах. Иногда их оборудуют грузоподъемными бортами. Крыша у фургонов бывает глухой, раздвижной, шарнирно-подъемной. Основанием фургона является деревянный или металлический каркас, обшитый фанерой, стальной, алюминиевой или пластмассовой облицовкой. Грузоподъемность фургонов от 0,35 до 13,5 т. Фургоны имеют широкое распространение — по количеству они занимают второе место после самосвалов в составе специализированного подвижного состава нашей страны.
Автомобили и автопоезда-рефрижераторы оборудованы специальными изотермическими кузовами. Термоизоляция кузовов обеспечивается применением термоизоляционных материалов, обладающих малой теплопроводностью и гигроскопичностью, отсутствием запаха, долговечностью, огнестойкостью, пожаробезопасностью и т. п. На отечественных фургонах наибольшее применение получил пенопласт ПС-4. Этот материал негигроскопичен, достаточно прочен, хорошо приклеивается к металлу и другим материалам и остается стабильным по своим свойствам до температуры + 60° С.
Внутреннее охлаждение кузовов-рефрижераторов осуществляется временными или постоянными источниками холода. Первые поддерживают требуемую температуру внутри кузова в течение назначенного времени, а вторые — постоянно.
Применяемые в рефрижераторах временные источники холода представляют устройства, использующие переход определенного вещества (сухого льда, специальных растворов солей, сжиженных газов) из твердого и жидкого состояния В газообразное с поглощением теплоты из окружающей среды, в результате чего происходит ее охлаждение. Сухой лед (твердая углекислота) размещают в верхней части кузова в бачках или в специальных отсеках между внутренней и внешней облицовками. Регулирование температуры обеспечивается изменением поверхности охлаждения объема с сухим льдом. Применение сухого льда обеспечивает поддержание внутри кузова чистоты и низкой температуры, так как переход углекислоты из твердого состояния в газообразное происходит при температуре — 78 °С. Однако углекислота имеет относительно высокую стоимость.
Из водных растворов минеральных или металлических солей и органических соединений наиболее эффективным хладоносителем является дихлорметан (Фреон 30). Для оттаивания замороженных растворов солей, охлаждающих кузов, используют зероторы и аккумуляторы холода. Зероторы (специальные сосуды) с солевым раствором сначала замораживаются в стационарных холодильниках, а затем размещаются внутри кузова рефрижератора. Оттаивание зеротора сопровождается поглощением теплоты и, следовательно, внутренним охлаждением кузова. При этом температура внутри кузова поддерживается — 2 — 9° С в течение 12—15 ч. Зероторы могут быть использованы неоднократно, но для их предварительного замораживания необходимо наличие холодильных станций. Затраты рабочего времени на их замену и обслуживание — другой недостаток зероторов.
Аккумуляторы холода представляют собой плоские сосуды с внутренними змеевиками. Солевой раствор в сосудах замораживается в результате циркуляции в змеевиках хладоносителя, при подключении змеевиков к внешней зарядной станции (стационарной, передвижной) или смонтированной на рефрижераторе компрессорной холодильной установке с приводом от электродвигателя, который работает от внешней электрической сети во время стоянки рефрижератора.
При использовании на рефрижераторах временных источников холода целесообразно предварительно охлаждать внутреннее пространство кузова стационарными холодильными установками или сжиженными газами. Предварительное охлаждение внутреннего пространства кузова от стационарных холодильных установок осуществляют подачей холодного воздуха в кузов по гибким шлангам при помощи переносного или постоянного испарителя, установленного на кузове, и подводом хладагента. В качестве сжиженных газов в этом случае используют жидкую углекислоту и азот. Углекислота подается по шлангу внутрь кузова из внешнего резервуара, испаряется и быстро и равномерно охлаждает внутреннее пространство кузова. Углекислоту и азот можно также хранить в баллонах, установленных на рефрижераторах, а при необходимости подавать внутрь кузова и разбрызгивать в нем. В этом случае охлаждение может быть периодическим и осуществляться с помощью терморегулирующих устройств. При применении азота для охлаждения кузова достигается большая скорость понижения температуры (почти в 25 раз выше, чем при охлаждении от стационарных холодильных установок), создание инертной атмосферы в кузове, исключающей порчу перевозимых продуктов. При этом кузов и продукты не подвергаются обледенению.


Оставить комментарий

Теги: , , ,