Автомобили и автопоезда-цистерны

Автомобили и автопоезда-цистерны служат для перевозки и временного хранения жидких, газообразных и сыпучих грузов: нефтепродуктов, сжатых и сжиженных газов, жидких и сыпучих пищевых продуктов, жидких и пылеобразных агрессивных и ядовитых продуктов химической промышленности, жидких и сыпучих строительных материалов. К автомобилям-цистернам относятся также автозаправщики, служащие не только для перевозки горюче-смазочных материалов (топлива, масла, спирта, специальных охлаждающих жидкостей и т. п.), но и для заправки ими транспортных и других энергетических средств.
По назначению автомобили-цистерны делятся на две группы: для жидких и для сыпучих грузов. Автозаправщики по назначению делятся на топливозаправщики, водомаслозаправщики, водоспиртозаправщики и заправщики специальными жидкостями. Автомобили-цистерны и автомобили-заправщики бывают малой вместимости (до 5000 л), средней вместимости (5000—15 000 л) и большой вместимости (более 15000 л).
Автомобили-цистерны и автозаправщики выпускаются на шасси базовых моделей грузовых автомобилей, прицепов, полуприцепов. Форма и конструкция цистерны зависят от вида перевозимого груза. Цистерны обычно выполняют из листовой стали (малоуглеродистой, нержавеющей), а также из алюминиевого сплава или пластмассы. На автомобиле цистерны устанавливаются горизонтально, наклонно и вертикально. Вертикальное и наклонное расположение цистерн применяется для перевозки сыпучих грузов, а горизонтальное — жидких и газообразных. Вертикальные цистерны имеют форму цилиндра или шара с нижней частью в виде усеченного конуса. Наклонные и горизонтальные цистерны имеют круглое или эллиптическое сечение. Автомобили-цистерны оснащены специальным оборудованием для выполнения соответствующих работ.
Цистерны для перевозки нефтепродуктов и специальных жидкостей (бензин, керосин, дизельное топливо и др.), выполненные из стали, имеют круглое или эллиптическое сечение. Цистерны эллиптического сечения наиболее распространены, так как обеспечивают снижение центра масс автомобилей-цистерн и улучшают их устойчивость.
Цистерны для перевозки битума имеют термоизоляционный слой и подогреватели, так как битум необходимо перевозить при температуре 190 — 260 ° С. Сваренные из листов стали цистерны имеют эллиптическое сечение и термоизоляцию из стекловаты. Система подогрева включает в себя П-образную жаровую трубу, проходящую вдоль цистерны, подогреватель и топливные бачки. Битумные насосы — механические или объемные с приводом от коробки передач автомобиля-тягача.
Цистерны для перевозки жидких пищевых продуктов (питьевая вода, молоко, квас, пиво, вино и др.) изготавливаются из коррозионно-стойкой стали, алюминиевого сплава или пластмассы, они имеют эллиптическое или прямоугольное сечение и в большинстве случаен оснащены термоизоляцией. Для наполнения цистерн жидкостью и ее слипа применяются вакуумные устройства, в которых используется разрежение во впускном трубопроводе двигателя автомобиля, а также автономные и стационарные насосы.
Цистерны для сжиженных и ожиженных газов подразделяются на транспортные и газозаправочные. Транспортные цистерны применяются только для перевозки сжиженных газов к потребителю с места их производства или от газораздаточных станций. Конструктивно эти цистерны выполнены так же, как цистерны для перевозки топлива. Газ в таких цистерн сливается за счет перепада давления (давление пропана при температуре + 50° С равно 1,8 MПa), а заливают его в цистерну непосредственно из технологической напорной линии газобензинового завода или газораспределительной станции. Газозаправочные цистерны используются для транспортировки и раздачи газа в тару потребителя. С этой целью они снабжаются насосом, счетчиком и заправочными рукавами. В нашей стране выпускаются автоцистерны для сжиженных газов вместимостью 4,7—18 м3. Для перевозки криогенных жидкостей (жидкого водорода, кислорода, азота) используются цистерны вместимостью 25 — 55 м3, рабочее давление внутри цистерны 0,9 МПа. Сечение у цистерн прямоугольное, а изоляция — вакуумно-порошковая.
Схема автоцистерны-заправщика:

  • 1 — автомобиль;
  • 2 — двигатель;
  • 3 — цистерна;
  • 4 — всасывающий трубопровод;
  • 5 — кабина управления;
  • 6 — контрольно-измерительные приборы;
  • 7 — рама автомобиля;
  • 8 — фильтр;
  • 9 — насос;
  • 10 карданная передача;
  • 11 — коробка отбора мощности;
  • 12 — глушитель.
  • Схема автоцистерны-заправщика
    На рисунке показана схема автоцистерны-заправщика. Цистерна 3 выполнена из углеродистой стали, имеет сечение эллиптической формы и расположена горизонтально. На крышке горловины цистерны размещен заливной люк, имеющий противовзрывное устройство-фильтр, дыхательный клапан для связи с атмосферой и смотровой люк. Цистерна оборудована центробежным насосом 9, фильтром тонкой очистки 8 и отсеком управления 5. Насос приводится от коробки отбора мощности 11 при помощи карданной передачи 10. В отсеке управления размещен пульт управления (насосом, двигателем, вентилями) и контрольно-измерительные приборы 6. По бокам цистерны расположены ящики, в которых находятся всасывающий и раздаточный рукава, инструмент, запасные части. В кабине водителя, сзади по обеим сторонам, установлены огнетушители.
    Цистерны для перевозки сыпучих грузов должны предохранять эти грузы от воздействия внешней среды. Сыпучие грузы подразделяют на: строительные (цемент, гипс, известь), пищевые (соль, мука и т. п.), химические (сода, сульфат натрия, графит). Отличительные особенности конструкции цистерн для перевозки сыпучих грузов от других типов цистерн обусловлены особенностями различных способов разгрузки (гравитационный или бункерный, самосвальный, механический с помощью шнеков и транспортеров, пневматический и комбинированный).
    Наибольшее распространение получил пневматический способ разгрузки. Он обеспечивает подачу груза непосредственно к месту потребления, исключает соприкосновение груза с окружающей средой, потери, загрязнение и порчу. Пневматический способ разгрузки может быть основан на аэрозольно-пневматическом, аэрозольном или комбинированном принципах. При использовании аэрозольно-пневматического принципа внутрь цистерны нагнетается сжатый воздух под небольшим давлением, равным 0,05 МПа, а к разгрузочному патрубку — под давлением 0,15—0,2 МПа. Аэрозольный принцип основан на подаче сжатого воздуха под небольшим давлением под установленное наклонно днище, что приводит к перемещению нижних слоев груза к разгрузочному отверстию. Там груз захватывается сжатым воздухом (давление 0,15 — 0,2 МПа) и вместе с воздухом поступает в разгрузочный шланг. Комбинированный принцип разгрузки сыпучих грузов сочетает несколько различных принципов с пневматической подачей груза в разгрузочный шланг.
    Автопоезд-муковоз К-1040Э:

  • а — схема автопоезда;
  • б — резервуар для перевозки муки;
  • в — резервуар для перевозки зерна.
  • Автопоезд-муковоз К-1040ЭНа рисунке представлена схема автопоезда для перевозки муки. На полуприцепе 1 установлены вертикально два резервуара 2 цилиндрическо-конической формы и компрессор с приводом от электродвигателя, питающегося от внешней сети. Загрузка резервуаров осуществляется через люки 3. При разгрузке сжатый воздух от компрессора проходит через масловлагоотделители и фильтр, а затем поступает в резервуар по трем каналам: в верхнюю сферическую часть, под аэрирующее устройство 5 (пористую перегородку), и к разгрузочному наконечнику. Аэрированная мука под действием собственного веса и давления воздуха поступает в конус 6 трубопровода 4, а затем с помощью поддува в разгрузочный шланг.


    Оставить комментарий

    Теги: , , , , ,