Автомобили — подъемный механизм

Подъемный механизм предназначен для обеспечения разгрузки кузова самосвала в результате его наклона (опрокидывания) и последующего возвращения в исходное (транспортное) положение. На самосвалах наибольшее распространение получили гидравлические подъемные механизмы, привод которых осуществляется от двигателя автомобиля. Эти механизмы компактны, надежны и обладают плавностью и быстротой действия.
В гидравлический подъемный механизм входят: коробка отбора мощности, масляный насос, системы управления, гидроцилиндры, масляные баки, масляные фильтры и трубопроводы. Коробка отбора мощности, установленная на коробке передач или раздаточной коробке, приводит в действие масляный насос. Обычно она представляет собой одноступенчатый зубчатый редуктор с механическим или пневматическим приводом. Масляный насос шестеренчатого типа, нагнетает масло под давлением в гидроцилиндр. Системы управления могут быть гидравлическими, пневматическими, электрическими, комбинированными и могут состоять из одного крана управления или из нескольких аппаратов (кран, клапан, цилиндр и т. д.).
Гидроцилиндр подъемного механизма автомобиля-самосвала КамАЗ-5511:

  • 1 — днище;
  • 2 — уплотнительное кольцо;
  • 3 — болт стяжки хомута;
  • 4 и 5 — стопорные шайбы;
  • 6 -опора гидроцилиндра;
  • 7 — вкладыш;
  • 8 — гайка;
  • 9 — пружинная проволока;
  • 10 — полукольца;
  • 11 — хомут;
  • 12, 17 и 19 — стопорные кольца;
  • 13 — направляющие полукольца;
  • 14 — патрубок;
  • 15 — корпус гидроцилиндра;
  • 16 — выдвижные звенья;
  • 18 — шаровая головка;
  • 20 — направляющие втулки;
  • 21 — защитные кольца;
  • 22 — резиновые манжеты;
  • 23 — проставки;
  • 24 – чистильщики.
  •  Гидроцилиндр подъемного механизма автомобиля-самосвала КамАЗ-5511
    Гидроцилиндры телескопического типа являются основными исполнительными устройствами подъемного механизма. Несколько звеньев, составляющие цилиндр, последовательно выдвигаются при подаче масла под давлением, в их внутренние полости. В подъемном механизме могут быть использованы один, два цилиндра, расположенных под грузовым кузовом или перед ним, под наклоном или близко к вертикальному или горизонтальному положениям. Место и параметры установки гидроцилиндра зависят от направления разгрузки и способа связи последнего выдвижного звена цилиндра с кузовом. На рисунке показан гидроцилиндр подъемного механизма автомобиля-самосвала КамАЗ-5511. В корпусе 15 цилиндра находятся выдвижные звенья 16, наружные поверхности которых накатаны, хромированы и отполированы. Эти звенья перемещаются в латунных направляющих полукольцах 13 и втулках 20. Ход звеньев вверх и вниз ограничивается стопорными кольцами 17 и 12, а уплотнение обеспечивается резиновыми манжетами 22. Чистильщики 24 предохраняют внутреннюю полость гидроцилиндра от попадания снаружи пыли и грязи. Снизу к цилиндру при помощи полуколец 10 и хомута 11 прикреплено днище 1. Цилиндр имеет две шаровые головки 18, которые закреплены в опорах 6 гайками 8. Вкладыши 7 обеспечивают работу шарнирных соединений без смазки. Масляные баки представляют собой штампованные или сварные из листовой стали резервуары, имеющие заливную горловину с герметичной крышкой и сливное отверстие с резьбовой пробкой. Обычно они имеют цилиндрическую форму.
    Масляные фильтры очищают масло от посторонних примесей и продуктов износа деталей подъемного механизма. Они снабжены фильтрующими элементами сетчатого типа. Фильтры устанавливаются внутри масляных баков или на них.
    Гидравлический подъемный механизм автомобиля-самосвала ЗИЛ-ММЗ-555:

  • а — схема размещения на автомобиле;
  • б — схема механизма.
  •  Гидравлический подъемный механизм автомобиля-самосвала ЗИЛ-ММЗ-555На рисунке представлены схема гидравлического подъемного механизма и размещения его элементов на автомобиле-самосвале ЗИЛ-ММЗ-555. При установке рычага управления 1 в положение «Подъем» золотник 11 занимает положение А. При этом насос 10, приводимый от коробки отбора мощности 9, по всасывающей трубе 7 забирает масло из бака 6 и нагнетает его по трубе 5 в гидроцилиндр 4. Под действием давления масла из гидроцилиндра последовательно выдвигаются гильза 14 и плунжер 13. В результате происходит подъем передней части грузового кузова 2. При возрастании давления масла до 13,5 МПа предохранительный клапан 12 открывается и часть масла направляется по сливной трубе 8 в масляный бак. При установке рычага управления в положение «Опускание» золотник 11 занимает положение Б. При этом масло из гидроцилиндра через трубу 5, золотник 11 и трубу 8 сливается в масляный бак. Плунжер 13 и гильза 14 возвращаются обратно в гидроцилиндр, а кузов самосвала — в исходное (транспортное) положение. Упорная штанга, шарнирно укрепленная на надрамнике 3, при разгрузке фиксирует грузовой кузов в поднятом положении.
    Принципиальная схема подъемного механизма автомобиля-самосвала КамАЗ-5511:

  • 1 — гидроцилиндр;
  • 2 — кран управления;
  • 3, 4, 12 — пневмокамеры;
  • 5, 6, 7 — электропневмоклапаны;
  • 8 — контрольная лампа;
  • 9 — выключатель коробки отбора мощности;
  • 10 — переключатель «Подъем — опускание»;
  • 11 — термобиметаллический предохранитель;
  • 13 — коробка отбора мощности;
  • 14 — насос;
  • 15 — предохранительный клапан;
  • 16 — масляный бак;
  • 17 — ограничительный клапан.
  • Принципиальная схема подъемного механизма автомобиля-самосвала КамАЗ-5511
    На рисунке показана принципиальная схема подъемного механизма автомобиля-самосвала КамАЗ- 5511.
    В транспортном положении выключатель 9 и переключатель 10 находятся в выключенном состоянии, электропневмоклапаны 5, 6 и 7 закрыты, коробка отбора мощности 13 отключена, масляный насос 14 не работает. При подъеме кузова сначала выключатель 9 устанавливается в положение «Включен», а потом включается переключатель 10 «Подъем». При этом последовательно срабатывают клапаны 5, 6 и 7 и сжатый воздух направляется соответственно в пневмокамеры 12 коробки отбора мощности, 3 и 4 крана управления 2. Клапан, обеспечивающий слив масла из масляного насоса 14 в масляный бак 16, закрывается, а клапан магистрали, ведущей от крана управления в гидроцилиндр 1, открывается. При соответствующем давлении масла начинается подъем кузова. При подъеме кузова на угол 60° открывается клапан ограничения подъема кузова и давление в системе падает. Кузов начинает опускаться, клапан ограничения закрывается, вновь возрастает давление, и кузов опять поднимается. Чередование этих процессов в конце подъема кузова обеспечивает его встряхивание и быстрейшую разгрузку. Фиксация кузова при подъеме в любом положении осуществляется переводом переключателя «Подъем» в положение «Выключено». В этом случае клапаны 5 и 6 прекращают подачу сжатого воздуха в пневмокамеры 3 и 4, выход масла из гидроцилиндра перекрывается магистральным клапаном крана управления, а масляный насос перекачивает масло в масляный бак. При опускании кузова переключатель «Опускание» устанавливается в положение «Включено». В этом случае срабатывает клапан 5 и открывается клапан, соединяющий кран управления с гидроцилиндром. Масло сливается в бак, и кузов опускается. После полно го опускания кузова переключатель ставится в положение «Выключено».


    Оставить комментарий

    Теги: , , , , , ,