Автомобили и автопоезда-самосвалы

Основные типы самосвалов. Автомобили и автопоезда-самосвалы представляют собой автотранспортные средства, оборудованные саморазгружающимися кузовами. Они предназначены для перевозки сыпучих (навалочных), полужидких и скальных грузов: земли, песка, гравия, щебня, угля, зерна, картофеля, свеклы, жидкого бетона, горячего асфальта, породы, руды, камня и т. п.
По назначению самосвалы делятся на строительные, карьерные и сельскохозяйственные. По направлениям разгрузки (опрокидыванию кузова) самосвалы могут быть: с задним, боковым Двусторонним, трехсторонним опрокидыванием и с предварительным подъемом. Из всех типов транспортных средств специализированного подвижного состава самосвалы имеют наибольшее распространение, так как применение их позволяет существенно сократить время и расходы на разгрузку. Самосвалы составляют примерно третью часть грузового автомобильного парка страны.
Строительные самосвалы служат для перевозки сыпучих грузов (земля, песок, щебень и т. п.) и жидких растворов (бетон, известь и т. п.). Они могут быть использованы при строительстве промышленных объектов, жилых зданий, автомобильных дорог, гидростанций, мостов, каналов и т. п. Шасси базовых моделей грузовых автомобилей прицепов и полуприцепов является основой для создания самосвалов, которые отличаются формой грузового кузова и укороченной базой. Укороченная база улучшает маневренность самосвала. В нашей стране выпускается целый ряд моделей строительных самосвалов и их модификаций. Среди них наибольшее распространение имеют ГАЗ-САЗ-53Б, ЗИЛ-ММЗ-555, КамАЗ-5511, МАЗ-5549, КрАЗ-256Б-1.
Строительные самосвалы предназначены для движения по дорогам, поэтому имеют колесную формулу 4×2 или 6×4. Они могут быть оснащены как карбюраторными двигателями, так и дизелями и имеют относительно высокие максимальные скорости движения (70-90 км/ч).
Карьерные самосвалы предназначены для перевозки горных пород и твердых полезных ископаемых. Они широко применяются при открытых горных разработках (в карьерах), а также используются для перевозки грунта при вскрышных работах, строительстве насыпей, дамб, каналов, гидроэлектростанций и других сооружений. Карьерные самосвалы предназначены для работы внедорог и их движение по обычным дорогам недопустимо из-за больших осевых нагрузок.
Карьерные самосвалы выпускаются различной грузоподъемности (в т): 30 (БелАЗ-75401), ПО (БелАЗ-7519) и 180 (БелАЗ-7521).
Карьерные самосвалы характеризуются колесной формулой 4×2, имеют короткие базы, дизели большой мощности (300—1700 кВт), гидромеханические и электрические трансмиссии и гидропневматические подвески. Все это обеспечивает им повышенные тягово-скоростные свойства и проходимость, высокую маневренность и плавность хода.
Сельскохозяйственные самосвалы служат для перевозки навалочных и насыпных сельскохозяйственных грузов: удобрений, кормов, зерна, картофеля, корнеплодов и т. п. Они также могут быть использованы для различных хозяйственных и строительных работ.
Сельскохозяйственные самосвалы выпускаются как на шасси базовых моделей грузовых автомобилей, так и специализированные. Они отличаются от строительных самосвалов большими объемами кузовов и трехсторонним направлением разгрузки.
Наибольшее распространение получили следующие модели сельскохозяйственных самосвалов: САЗ-3503 и ЗИЛ-ММЗ-554М. Эти самосвалы являются автомобилями обычной проходимости (колесная формула 4 х 2).
Грузовые кузова и подъемные механизмы автомобилей-самосвалов. Грузовые кузова автомобилей-самосвалов — опрокидывающиеся цельнометаллические сварные из листовой стали и усилены стойками. Иногда их делают из алюминиевых сплавов или армированных пластмасс, что позволяет уменьшить массу самосвала, повысить коррозионную стойкость кузова, снизить уровень шума при погрузке и улучшить
очищаемость при разгрузке.
В зависимости от характера перевозимого груза конструкция грузовых кузовов может быть различна: ковшового и совкового типов, с открывающимися в направлении разгрузки бортами (назад, вбок, на все стороны) и без открывающихся бортов. Кузова с открывающимися бортами могут иметь верхнее или нижнее расположение шарниров, обеспечивающих открывание бортов. При нижнем расположении шарниров, когда боковые борта открываются частично (поворачиваются вокруг шарниров на 90°), исключается сброс груза под колеса самосвала. Привод к механизмам открывания борта может быть механический или пневматический. Кузова без открывающихся бортов не имеют заднего борта, их горизонтальное днище имеет приподнятую заднюю часть (ковшовый тип) или наклонено вперед (совковый тип), что исключает возможность высыпания груза при перевозке.
Формы кузовов самосвалов также различны. Их поперечные сечения бывают : прямоугольные, полуэллиптические, корытообразные, что зависит от свойств основного перевозимого груза. Кузов прямоугольного сечения имеет больший объем и более высокую жесткость по сравнению с кузовами корытообразного и полуэллиптического сечения, но самоочищаемость его при разгрузке хуже. Для исключения примерзания влажных грунтов и растворов кузова самосвалов часто делаются обогреваемыми: их днища и борта имеют специальные каналы, через которые пропускают отработавшие газы.


Оставить комментарий

Теги: , , ,