Вентиляция и отопление кузова

Система вентиляции и отопления кузова предназначена для регулирования воздухообмена и температуры воздуха в салоне автомобиля. Для легкового автомобиля она включает в себя обычно отопитель жидкостного типа с дополнительными устройствами, который размещается в передней части салона кузова под панелью приборов.
Отопитель кузова легкового автомобиля ВАЗ-2106 «Жигули»:

  • 1 — воздухопровод внутренней вентиляции;
  • 2 — рычаг воздухораспределительной крышки;
  • 3 — электровентилятор;
  • 4 — кронштейн;
  • 5 — рычаг управления крышкой воздухопритока;
  • 6 — рычаг управления краном отопителя;
  • 7 — воздухопровод дефлекторов;
  • 8 — дефлекторы;
  • 9 — крышка воздухопритока;
  • 10 — коробка воздухопритока;
  • 11 — кожух радиатора;
  • 12 — радиатор;
  • 13 — трубопроводы;
  • 14 — кран;
  • 15 — кожух вентилятора;
  • 16 — воздухораспределительная крышка.
  • Отопитель кузова легкового автомобиля ВАЗ-2106 «Жигули»Отопитель состоит из радиатора 12 (рис.), к которому подводится охлаждающая жидкость из системы охлаждения двигателя. Воздух к радиатору поступает через коробку 10 воздухопритока, в которую он попадает снаружи через продольные отверстия, расположенные в задней части капота двигателя. Крышка 9 воздухопритока позволяет регулировать количество воздуха, поступающего в салон кузова через отопитель. При движении воздух поступает в салон кузова под действием скоростного напора. При малой скорости движения автомобиля и на стоянке, когда скоростной напор воздуха недостаточен или отсутствует, свежий воздух в салон кузова нагнетается электровентилятором 3.
    Температура воздуха, поступающего в салон кузова, регулируется количеством жидкости, подводимой в радиатор отопителя. Количество поступающей жидкости в радиатор регулируется величиной открытия крана 14.
    Воздух, поступающий в салон кузова через отопитель, направляется к дефлекторам 8 и воздухопроводу 1. Количество воздуха регулируют воздухораспределительной крышкой 16. При закрытой крышке весь воздух поступает в салон кузова через дефлекторы 8, а при открытой крышке большая его часть направляется через воздухопровод / в нижнюю переднюю часть салона к ногам водителя и пассажира, сидящего спереди.
    Дефлекторы имеют поворотные крышки с направляющими решетками, что позволяет регулировать направление потока выходящего воздуха. При закрытой крышке 16 достигается интенсивный обдув внутренней поверхности ветрового стекла кузова, что предохраняет стекло от запотевания и обмерзания.
    Отопление салона кузова автобусов обычно осуществляется с помощью калориферной системы, использующей теплый воздух от радиатора системы охлаждения двигателя. Теплый воздух поступает в отопительные каналы кузова и из них в салон и кабину водителя.
    Легковые автомобили имеют естественную, приточную и вытяжную вен тиляцию салона кузова.
    Естественная вентиляция кузова про исходит при опускании стекол дверей и открывании поворотных форточек в окнах дверей.
    Приточная вентиляция осуществляется обычно через воздухозаборный люк 1 (рис., а) и систему отопления, а вытяжная — через отверстия 3 на боковинах кузова и перфорированную обивку 2 внутренней поверхности крыши.
    Вентиляция кузова:

  • а — легкового автомобиля ГАЗ-24;
  • б — автобус» ПАЗ-672.
  • Вентиляция кузова
    Вентиляция салона кузова автобусом производится через систему отопления, открывающиеся боковые окна, вентиляционные люки 5 (рис., б), расположенные в крыше над проходом пассажирского салона, и через заборник 4 воздуха, находящийся под козырьком передней части автобуса.
    Кабина грузовых автомобилей, как и кузов легковых, оборудуется системой вентиляции и отопления. Отопители жидкостного типа используют горячую жидкость системы охлаждения двигателя. Вентиляция кабины грузовых автомобилей осуществляется через систему отопления, опусканием стекол дверей, открыванием поворотных форточек В окнах дверей и верхних вентиляционных люков, находящихся в крыше кабины.
    Схема системы вентиляции и отопления кабины грузового автомобиля МАЗ-5335:
    Схема системы вентиляции и отопления кабины грузового автомобиля МАЗ-5335
    На рисунке показана схема системы вентиляции и отопления кабины грузового автомобиля МАЗ-5335. Основные ее элементы установлены на передней стенке кабины. В систему входят радиатор 5, отопитель 5, вентилятор 6 с электродвигателем 7, подводящие 4 и отводящие 1Q шланги, краны 1 и 9, вентиляционные люки 3 и детали крепления. Носителем теплоты в этой системе является охлаждающая жидкость системы охлаждения двигателя. Обогрев кабины осуществляется воздухом, нагретым в отопителе, включенным в систему охлаждения двигателя. При включенном вентиляторе 6 отопителя воздух, поступающий снаружи через два вентиляционных люка 3, проходит через радиатор 5 отопителя и направляется в кабину и на ветровые стекла. Крышки вентиляционных люков 3 вместе с пальцами 2 могут поворачиваться и фиксироваться в любом положении, что позволяет регулировать количество поступающего в кабину воздуха. Для вентиляции кабины, кроме вентиляционных люков, могут быть использованы также поворотные и опускные стекла кабины. В системе вентиляции и отопления кабины грузового автомобиля ГАЗ-53А-радиатор 1 отопителя (рис.) установлен на переднем щитке под панелью приборов. Люк для забора свежего воздуха, закрываемый крышкой 4, находится перед ветровым стеклом. Вентилятор 5, приводимый в действие электродвигателем, подает воздух в радиатор 1 отопителя. Пройдя через радиатор отопителя, воздух нагревается, поступает в воздухораспределитель 2, из которого направляется по различным каналам для обогрева кабины и обдува ветрового стекла. При открытой крышке 3 внутреннего люка и закрытой крышке 4 создается рециркуляция воздуха, который циркулирует в этом случае в пределах кабины. Рециркуляция воздуха в системе используется при низких температурах окружающей среды. В летнее время для вентиляции кабины полностью открывают и крышку 4 люка воздухопритока, и крышку 3 внутреннего люка. Управление крышками люков осуществляется соответствующими рычагами.
    Кондиционирование воздуха.
    Система кондиционирования воздуха служит для охлаждения и регулирования влажности воздуха в салоне автомобиля. Она применяется на легковых автомобилях высшего класса и междугородных автобусах.
    Система вентиляции и отопления кабины грузового автомобиля ГАЗ-53А:
    Схема системы кондиционирования воздуха:
    Система вентиляции, кондиционирования и отопления кабины грузового автомобиля
    Структурная схема системы кондиционирования воздуха показана на рисунке. Вентилятор 3 нагнетает наружный воздух и воздух из салона в охладитель 4 через заборники 1 и 2, откуда воздух через люк 5 поступает в кузов. В охладителе 4 из воздуха поглощается теплота охлаждающей жидкостью (фреон 12) при переходе ее в парообразное состояние. Пары охлаждающей жидкости из охладителя поступают в компрессор 7, в котором они сжимаются. Из компрессора сжатые и нагретые пары подаются в радиатор 8. В радиаторе пары охлаждаются потоком встречного воздуха и превращаются в жидкость, которая стекает в баллон 9. Из баллона жидкость через фильтр 10 вновь возвращается в охладитель 4. Перепускной клапан б осуществляет автоматическое регулирование хладопроизводительности системы, перепуская часть паров охлаждающей жидкости в охладитель, минуя радиатор. И системе кондиционирования имеются два тepмостатических выключателя. Один выключатель управляет перепускным клапаном 6 в зависимости от температуры воздуха в охладителе, а другой отключает привод компрессора при переохлаждении воздуха в охладителе.