Кузов грузового автомобиля

В сборе кузов состоит из кабины, оперения и грузового кузова.
Кабина представляет собой жесткую сварную цельнометаллическую конструкцию, состоящую из каркаса 4 (рис., а) крыши 2, верхней 7, задней 3 и боковых 5 панелей.
Кузов грузового автомобиля ГАЗ-53А:
Кузов грузового автомобиля
Двери кабины имеют опускающиеся стекла и поворотные форточки. Подъем и опускание стекол, а также их фиксация в любом необходимом положении осуществляется при помощи стеклоподъемников, расположенных внутри дверей. В закрытом положении двери удерживаются посредством специальных замков. Ветровое окно кабины обычно делается неоткрывающимся и имеет гнутое стекло панорамного типа.
Сиденье в кабине может быть двухместным или трехместным. Оно выполняется общим для водителя и пассажиров или раздельным. При раздельной конструкции сиденье водителя делается регулируемым в горизонтальном и вертикальном направлениях, а также по наклону подушки и спинки. Иногда кабина оборудуется спальным местом, которое располагается за спинкой сиденья.
Кабина установлена на раме на резиновых подушках. Она может быть расположена над двигателем или за ним. Кабины, расположенные над двигателем, делают опрокидывающимися относительно передних шарнирных опор. Это облегчает доступ к двигателю и некоторым механизмам,
Кабина грузового автомобиля МАЗ-5335 цельнометаллическая, расположена над двигателем, с помощью шарнирных опор откидывается вперед на 45°, что обеспечивает хороший доступ к двигателю и его системам, к рулевому управлению, к механизмам и системам автомобиля, находящимся в передней части. В откинутом положении кабина стопорится упором-ограничителем, один конец которого крепится к кабине, а другой конец — к раме. При откинутой кабине ее масса уравновешивается пружинами, которые расположены под передней частью кабины и упираются в поперечину рамы автомобиля. Трос исключает перекос и выскакивание пружин. Крепление передней части кабины выполнено на шарнирных опорах: два литых кронштейна поперечной балки основания кабины входят в проушины кронштейнов, установленных на лонжеронах рамы. Соединение кронштейнов осуществляется осью с резиновыми втулками, которые смягчают колебания кабины. Задней опорой кабины является трубчатая балка, закрепленная на раме автомобиля. На балке установлены две резиновые подушки, ограничивающие боковые перемещения кабины при движении автомобиля.
Запорный механизм кабины грузового автомобиля МАЗ-5335:

  • / — в открытом положении;
  • // — в закрытом положении.
  •  Запорный механизм кабины грузового автомобиля В задней части кабины установлен запорный механизм (рис.), который исключает самопроизвольное откидывание кабины при движении. Он состоит из захвата 4, установленного между двумя пластинами 5, и кулака 2. Закрывается запорный механизм автоматически при опускании кабины. При этом происходит перемещение запорного механизма из положения I в положение II — кулак 2 под действием пружины 1 поворачивается и удерживает захват, предотвращая самопроизвольное открывание запорного механизма. При опущенной кабине, палец 3, закрепленный в обойме б, упирается в концы вырезов пластин 5. Открывается механизм принудительно — рукояткой через систему привода. У запорного механизма имеется дублирующее устройство, состоящее из троса с петлей и штыря, Трос прикреплен к балке кабины, а штырь — к кронштейну на лонжероне рамы. Петля троса надевается па штырь.
    Кабина грузового автомобиля КамАЗ-5320 также цельнометаллическая, расположена над двигателем. Наклон кабины вперед при ее опрокидывании составляет 42°, а максимальный угол наклона кабины, необходимый для снятия двигателя с автомобиля, равен 60°. Конструктивной особенностью кабины является наличие открывающейся передней облицовочной панели. При ее подъеме обеспечивается свободный доступ к отопителю кабины, к приборам электрооборудования, к устройствам омывания и очистки ветрового стекла, к передним опорам кабины. В поднятом положении облицовочная панель фиксируется двумя телескопическими упорами, а в опущенном положении — двумя замками. Крепление кабины к раме осуществляется в четырех точках — двух спереди и двух сзади. Передние точки крепления кабины представляют собой шарнирные опоры, а задние — четвертые листовые рессоры с гидравлическими телескопическими амортизаторами. Передние и задние опоры обеспечивают мягкую подвеску кабины.
    Передние шарнирные опоры и механизм уравновешивания кабины грузового автомобиля КамАЗ-5320:
    Шарнирные опоры и механизм уравновешивания кабины
    Кабина оборудована уравновешивающим механизмом, облегчающим ее опрокидывание, ограничителем подъема и запорным устройством.
    Опрокидывание кабины вперед обеспечивают передние шарнирные опоры (рис.). Нижние кронштейны 1 передних опор прикреплены к поперечине 8 рамы, а верхние кронштейны 3 — к балке 4 пола. Верхние кронштейны входят в проушины нижних кронштейнов и соединение их осуществляется при помощи пальцев 2. Резиновые кольца, установленные в отверстиях верхних кронштейнов, уплотняют шарниры и предотвращают попадание в них грязи и влаги. В корпусах верхних кронштейнов установлены резиновые подушки, которые смягчают колебания, передаваемые кабине от рамы через передние опоры. Нижние кронштейны передних опор соединены с механизмом уравновешивания кабины.
    Механизм уравновешивания кабины, облегчая ее опрокидывание вперед, обеспечивает почти полное уравновешивание массы кабины в любом ее положении. Механизм уравновешивания торсионного типа. Он состоит из двух взаимозаменяемых сплошных круглого сечения торсионов 9 с рычагами 5. Один конец торсиона сделан квадратным, а другой конец — имеет шлицы. Квадратный конец торсиона запрессован в нижний кронштейн 7 передней шарнирной опоры кабины, а шлицевой конец торсиона свободно установлен в резиновой втулке 10, находящейся во втором нижнем кронштейне передней опоры. Рычаг 5 нижним концом установлен на шлицах торсиона и жестко закреплен стяжным болтом 11. Верхним концом рычаг 5 шарнирно соединен с опорой 6 торсиона, прикрепленной к поперечной балке 7 пола кабины.
    Задние опоры кабины (рис.) выполнены в виде листовых рессор, работающих совместно с гидравлическими амортизаторами телескопического типа. Передний конец рессоры 1 стремянкой 3 и болтом 2 прикреплен к кронштейну 11, установленному на раме автомобиля. Задний конец рессоры, имеющий ушко, при помощи резинометаллического шарнира установлен в обойме 7 рессоры. В обойме также закреплен на резиновых подушках верхний конец амортизатора 9. Нижний конец амортизатора через резинометаллический шарнир соединен с нижним кронштейном 10, связанным с кронштейном 11. Перемещение рессоры ограничивается резиновым буфером 8, упирающимся в раму автомобиля при определенном ее ходе. Буфер установлен на обойме рессоры.
    Задняя опора и запорное устройство:
    Задняя опора и запорное устройство
    Кабина автомобиля фиксируется в рабочем положении на задних опорах при помощи запорного устройства, включающего в себя два отдельных запора. Каждый запор состоит из корпуса 12, закрепленного на продольной балке кабины, запорного крюка 16 и рукоятки 15. Кроме того, один из запоров имеет предохранительный крюк 14 с пружиной 13. Запорная скоба 6 приварена к верхнему кронштейну 4, который прикреплен к обойме 7 рессоры задней опоры кабины. На кронштейне 4 закреплена резиновая подушка 5, предназначенная для опоры корпуса 12 запора при транспортном положении кабины.
    При фиксации кабины на задних опорах скобы 6 входят в пазы корпусом 12 запоров и зацепляются с крюками 16 запоров. Рукоятки 15 запорных крюков устанавливаются в крайнее верхнее положение, корпуса 12 запоров прижимаются к резиновым подушкам 5, и предохранительный крюк 14 автоматически защелкивается. При опрокидывании кабины рукоятки запорных крюков устанавливаются в крайнее нижнее
    положение, а предохранительный крюк выводится из зацепления с запорной скобой.
    Для кабины грузового автомобиля КамАЗ-5320 предусмотрена регулировка усилия опрокидывания кабины, которая осуществляется изменением угла закручивания торсионов. Для изменения усилия опрокидывания угол закручивания необходимо соответственно уменьшить или увеличить, что обеспечивается шлицевым соединением рычагов и торсионов механизма уравновешивания кабины. При перестановке рычага торсиона на один шлиц угол закручивания торсиона изменяется на 7°30°. Для изменения угла закручивания на меньшую величину регулировка осуществляется путем перестановки оси опоры б (см. рис.) рычага торсиона, которая имеет два отверстия. При перестановке оси из одного отверстия в другое угол закручивания торсиона изменяется на 3 градуса 45.


    Оставить комментарий

    Теги: , , , , , ,